HR-специалисты решают стратегическую задачу, проектируя механизм, который будет не только бесперебойно работать, но и делать это с высоким КПД. Погрешности на этапе найма сотрудников могут обернуться убытками, размер которых сложно прогнозировать.
HR-специалисты сталкиваются с задачей не только найти подходящего кандидата, но и обеспечить его долгосрочное пребывание в компании. Поэтому на собеседовании рекрутеру нужно «почувствовать» кандидата, понять его характер. Решить эту задачу поможет использование метапрограмм.
Метапрограммы — это особенности характера и способы мышления человека, которые определяют его поведение. Как человек мыслит, так он и действует. Мышление и поведение взаимосвязаны – мысли определяют действия, вербальную и невербальную коммуникацию.
Совокупность метапрограмм человека – это уникально настроенный фильтр, который пропускает и обрабатывает определенное количество информации из общего многообразия деталей окружающего мира. Этот инструмент могут использовать как HR – для точного и качественного подбора, так и соискатели для раскрытия своих сильных сторон и подготовки цепляющего резюме.
На сегодняшний день существует порядка 50 метапрограмм, подробно изучить которые можно в работах профессора лингвиста Ноама Хомского. Рассмотрим несколько метапрограмм, которые можно использовать для формирования аватара кандидата:
Прошлое – Настоящее – Будущее
Эта метапрограмма описывает образ мышления и выбор опоры в принятии решений: на предыдущий опыт, на факты в настоящем или на перспективы в будущем, определяется фокусом внимания человека - события в прошлом, в настоящем или в будущем.
Мотивация к цели – мотивация от последствий
Метапрограмма описывает модель мотивации человека:
- Мотивация к цели - люди фокусируют внимание на своих целях, их волнует то, что они могут выиграть, приобрести, достичь.
- Мотивация от последствий – фокусируют внимание на последствиях, которые наступят если не выполнить определенные задачи.
Общий – Частный
Метапрограмма определяет объем информации, с которым привык работать человек:
- «Общий» человек привык работать с большими объемами информации, обобщать и мыслить глобально.
- «Частный» человек декомпозирует информацию на фрагменты, из которых он может выстроить систему, уделает внимание деталям и выполняет задачи последовательно.
Тип референции (внутренняя – внешняя)
Эта метапрограмма показывает, на что прежде всего направляет свое внимание или ориентируется человек — на себя или на других:
- внутренняя референция – оценка строится на основании того, что человек считают уместным, такие люди способны принимать решения самостоятельно.
- внешняя референция - потребность в обратной связи и информации от других для принятия решения.
Алгоритм внедрения метапрограмм:
1. Сформировать набор метапрограмм (5 – 10 по ключевым параметрам)2. Создать аватар кандидата/ портрет вакансии из ведущих метапрограмм
3. Подготовить диаграмму по полученному аватару
4. Определить совпадение с аватаром:
4.1 Для HR: сформулировать вопросы для диагностики метапрограмм
4.2 Для соискателя: отметить совпадения с портретом и/или скорректировать портрет
Метапрограммы – это мощный инструмент в арсенале HR-специалистов, который помогает не только эффективно подбирать персонал, но и обеспечивать его долгосрочное пребывание в компании. Внедрение мета профилей в процесс найма – это шаг к устойчивому и успешному бизнесу.
Наша команда поможет внедрить систему метапрограмм в процесс найма в вашей компании: сформировать аватар сотрудников, разработать диаграмму компетенций и структуру вопросов для собеседования.